В июне этого года группа представителей парламента, министерств и ведомств страны при содействии проекта ПРООН посетила Ереван с целью обмена опытом организации питьевого водоснабжения и государственного регулирования сектора. Об увиденном, и не только, с читателями «АП» поделился глава Союза потребителей Таджикистана – Бахадур Хабибов.
СРАЗУ по приезде в гостеприимный Ереван поражает обилие уличных фонтанчиков для питья, их много, они на каждом шагу, прохладная вода в них бьет круглосуточно. Привыкшие не пить из-под крана в Душанбе, мы сначала воздерживались, но нас заверили, что это абсолютно безопасно. Вода в них подается компанией «Ереван Джур», которая уже 10 лет на условиях аренды управляет водоканалом города Еревана. Компания «Ереван Джур» создана французской компанией Veolia, которая в 2005 году и выиграла тендер на управление водоканалом столицы, получив его в аренду. Еще более удивило, когда на встрече с компанией выяснилось, что из бюджета города не платят компании ни за подачу воды, ни за содержание фонтанчиков. Свыше 2,5 тысяч фонтанчиков, утоляя жажду гостей и жителей Еревана, работают семь месяцев в году, и это своеобразный подарок компании городу. Но на этом подарки не закончились; оказалось, что компания также обслуживает более 150 пожарных гидрантов и также предоставляет воду для объектов озеленения города, тоже бесплатно, а еще обслуживает городские фонтаны.
Как все начиналось?
КАК и во всех постсоветских странах, в Армении коммунальные гиганты были в собственности государства. С 1997 года правительство Армении начало реформу, и первый шаг был направлен на разделение функции регулирования сектора и функции управления объектами сектора. Государство шло на коммерциализацию сектора, переводя жилищно-коммунальные гиганты на рыночные рельсы. Была создана комиссия по энергетике, задачей которой стало регулирование сектора через тарифы, разработку рамок осуществления деятельности и лицензирования. Комиссия после ряда реформ в 2004 году объединила и другие сектора услуг естественных монополий и получила название «Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ)». На сегодняшний день КРОУ осуществляет регулирование в секторе энергетики, водоснабжения и санитарии, телекоммуникаций, почтовых услуг и обязательного технического осмотра транспортных средств. Главные принципы работы КРОУ – обеспечение баланса интересов потребителей и регулируемых лиц, обеспечение прозрачности своей работы.
Сходство и различия
РЕГУЛЯТОРЫ есть и у нас в Таджикистане, но часто эти функции разделены между рядом министерств и ведомств, которые часто дублируют друг друга, а самое главное, процесс непрозрачен и неинформативен. КРОУ — единый орган, который осуществляет регулирование в указанных сферах. Законодательство Армении четко определяет статус и полномочия комиссии. Это коллегиальный орган, состоящий из пяти членов, назначаемых по представлению премьер-министра президентом страны. Для обеспечения независимости комиссии законодательство жестко ограничивает возможность досрочного прекращения полномочий ее членов. Такими причинами, по которым президент страны может прекратить полномочия членов КРОУ, являются, к примеру, следующие:
- утрата гражданства страны;
- вступление в силу решения суда за умышленное преступление, а также за преступление, совершенное по неосторожности, за которые предусмотрено лишение свободы;
- недееспособность или ограниченная дееспособность;
- отсутствие на заседаниях комиссии без уважительной причины более 5 раз;
- серьёзные упущения в работе, но только если остальные члены комиссии подтверждают это своим постановлением.
А также несколько других причин схожего характера, включая добровольную отставку или наличие конфликта интересов.
По другим причинам никто не может уволить члена комиссии, что обеспечивает должную независимость в принятии решений. Также закон предусматривает финансовую независимость этого органа, устанавливая размер и формат годового бюджета.
Водоснабжение и комиссия
ЧТО дало создание и функционирование независимого регулирующего органа Армении? На сегодняшний день 100 процентов систем питьевого водоснабжения и санитарии в Армении управляются иностранными частными компаниями. Регулирование их деятельности через установление тарифов, тендеры и лицензирование осуществляет КРОУ. Водоснабжение стало прибыльным бизнесом, на рынке представлены французские и итальянские компании. Вот еще несколько цифр и фактов о компании «Ереван Джур»:
- Компания «Ереван Джур» обслуживает Ереван и 30 близлежащих сел, это около 240 тысяч абонентов, 20 тысяч из которых юридические лица, остальные – население.
- Годовой расход электроэнергии водоканала до 2005 года составлял 120 млн кВт∙ч, после передачи его в аренду компания снизила расход до 24 млн кВт∙ч. Это было достигнуто путем существенного снижения количества насосов путем перевода подачи воды на самотек из наземных источников (благо природа позволяет это, как оказалось после расчетов) и полной замены всех оставшихся насосов на более современные и экономичные.
- Был существенно снижен уровень потерь воды, были установлены счетчики 100 процентам потребителей, ликвидированы утечки, случаи хищения сведены к минимуму. Хотя уровень потерь по-прежнему достаточно высок.
- Забор воды был снижен на 20 процентов, но в то же время объем проданной воды увеличился на 15 процентов.
- Годовая выручка составляет в среднем 10 млрд драмов (национальная валюта Армении), или чуть больше 20 млн долларов, при собираемости 98 процентов.
Согласно договору аренды компания «Ереван Джур» должна была первые пять лет деятельности поднимать тарифы, а по истечении пяти лет снижать. Такое решение диктовалось необходимостью существенных инвестиций в ремонт и замену оборудования и сетей. Если в 2006 году стоимость кубического метра воды для населения составляла 195 драмов, то сегодня — 170 драмов. В нашей валюте это около 2,88 сомони. Для сравнения: тарифы в Душанбе за тот же кубометр при наличии счетчика — 0,52 сомони, в Худжанде – 1,40 сомони.
На сегодняшний день в Армении водоснабжением занимаются и еще 4 иностранные компании из Франции и Италии, обеспечивая водой все крупнейшие населенные пункты страны. И по всей Армении пить воду из кранов не только можно, но и рекомендуется. На встрече с КРОУ на вопрос «почему иностранцы?» нам ответили, что «с ними нельзя договориться, и у них нет родственников. Они просто пришли делать бизнес, приняв высокие инвестиционные обязательства, и они несут финансовую ответственность».
А как у нас?
В ТАДЖИКИСТАНЕ функция регулирования, в частности, системы питьевого водоснабжения и санитарии распределена между различными органами. Они дублируют друг друга, и, по существу, регулирования на практике нет, как и нет конечной ответственности за принимаемые решения в сфере. В Таджикистане была осуществлена попытка разделить регулирование на так называемое техническое и нормативное — между Министерством энергетики и водных ресурсов и ГУП ХМК, в результате — нет четких функций, задач и ответственности. Часть регулирующих функций возложена на антимонопольный орган, однако функции антимонопольных органов традиционно отличаются от целей регулирования сферы.
Закон Армении «Об органе по регулированию общественных услуг» обеспечил хозяйственную и финансовую обособленность КРОУ, ее независимость в принятии решений от государственного аппарата. В Таджикистане окончательные решения по тарифам принимает правительство, которое обычно отягощено «социальными» соображениями и часто не может принять экономически обоснованные решения.
Действующее законодательство Таджикистана не содержит прямых норм, позволяющих в целях экономической эффективности передавать право управления системами водоснабжения частным компаниям. Соответствующее законодательство Армении содержит порядок такой передачи, а КРОУ обеспечивает регулирование эффективного функционирования частного управления, прозрачность этой деятельности и подотчетность компаний. Частное управление наряду с государственными формами управления системами водоснабжения может стать достойной альтернативой и перспективной формой организации деятельности по питьевому водоснабжению и санитарии больших и малых систем водоснабжения, как это случилось в Армении.
Летом в 2015 году в Армении прокатилась волна долгосрочных протестов против повышения цен на электроэнергию на 16%. Эти протесты были как раз против решения КРОУ. Повышение осталось в силе, только правительство компенсировало социально незащищенным слоям населения разницу в связи с повышением. В комиссии пояснили: «Мы не можем изменить свои решения по тарифам, мы просто выполняем функцию калькулятора, наши решения имеют долгосрочные экономические и финансовые перспективы».