По запасам водных ресурсов Таджикистан занимает первое место в Центральной Азии, но кому, как не жителям Муминабада, знать о том, что быть «владельцем» не всегда означает иметь вдоволь. Именно здесь, всего в 230 километрах от Душанбе, с восходом солнца каждый второй спешит наполнить канистры как можно больше питьевой водой, подача которой в районе осуществляется по лимиту –3 часа по утрам и столько же по вечером.
О том, как приходится подстраиваться под лимит и ценить каждую каплю воды в знойном Муминабаде, знает каждый житель не по наслышке.
Строилось так же, как и ломалось
Проблемы с доступом к воде, по словам одной из местной активистки Оламби Латифовой, здесь начались со времен гражданской войны, когда не только ломали и разрушали, но и долгие годы ничего не ремонтировали и не восстанавливали, сети водоснабжения в том числе.
— Помнится, как с тех пор к нам не раз приезжали разные благотворительные и международные организации, занимающиеся именно улучшением доступа к воде и ее качества. В одном месте пытались восстановить старые резервуары, в другом – провести новые линии подачи воды, а в третьем – заменить старые трубы на новые. Но сколько бы ни делалось, долгосрочность использованиясистемы и непрерывность водоснабжения обеспечить международные организации не могли, — делится женщина.
Всему, как полагает Оламби Латифова, виной являлосьнезнание населения о методах взаимодействия друг с другом и с органами, обеспечивающими воду.
«Люди ведь не знали к кому именно надо обращаться и как быстрее решить проблему, если где то прорвало трубу или, например, линию забило. Они зачем-то ходили устно жаловаться в администрацию района, когда совсем рядом есть Водоканал и на местах функционирует Общественный совет из числа активистов махаллей, сотрудников Водоканала, а также уважаемых лиц села» — подчеркивает Оламби Латифова.
По ее словам, зачастую такие случаи, как потеря чистой питьевой воды из-за утечки в трубопроводах, оставались вообще без должного внимания. Вода, которой и так не хватает, образовывала лужи на дорогах, а местные жители даже не задумывались о том, что они вредят только себе.
На этой почве, по словам представителя местного Водоканала, возникали большие споры между населением и обслуживающей организацией по водоснабжению.
— Они относились халатно, не знали своих прав и обязанностей, из-за чего частенько происходили скандалы. Не раз бывало, что местные жители к весне разрыхляя землю к посеву, попадали нечаянно лопатой по трубе. Вода понемногу утекала, а виновные в свою очередь не считали нужным звать представителей Водоканала и чинить поврежденные линии. В результате их соседи, к которым уже доставалось меньше воды, устраивали «войну» с нами, — делится Самадов.
Водоканал, по его словам обеспечивает водой 18 махаллей – более 7200 потребителей. Каждому в сутки положено не более 15 литров воды,однако, по подсчетам Самадова, из-за халатности водопользователей и старых линий фиксировалась потеря более 25% воды в системе водоснабжения.
Нашли общий язык
— Но с началом реализацииздесь нового проекта OXFAM, посвященного целиком социальной подотчетности, то есть диалогу между потребителями и поставщиками услуг, ситуация изменилась в лучшую сторону, — делится местный активист Файзулло Маъруфов.
Он уверен, что «корень зла» всегда скрывался в том, что не было взаимодействия между населением и Водоканалом – каждый играл на своем поле и каждый забивал мячи в свои ворота.
— В этом, конечно, велика роль Общественного совета, который привлек к просветительским семинарам о социальной подотчетности каждого. Раньше этот совет существовал, но он не был настолько активен, как сейчас. Нынче собрания 15 активных членов Общественного Совета обязательны чуть ли ни еженедельно. А по срочным вопросам – безотлагательно, — рассказывает Маъруфов.
По его словам, теперь наступила практически идиллия – за последние 6 месяцев из 250 обращений с жалобами в Водоканал (раньше таковых было всего 5-10) более 230 были немедленно рассмотрены и проблемы устранены.
Помимо этого, благодаря просветительской работе в рамках проекта OXFAM «Улучшение социальной подотчетности в сфере питьевого водоснабжения в Таджикистане» жители наконец-то начали вчитываться в свои контракты с Водоканалом о предоставлении услуг. Они начали понимать, на что имеют право, что должны требовать, и за что конкретно платят. А то ведь было немало споров вокруг того, зачем вдруг вода стала платной. Это ведь, говорили они, Божий дар, а не собственность Водоканала, не понимая, что деньги собираются не за воду, а за предоставление услуг за обеспечение чистой питьевой воды, — смеется активист Файзулло Маъруфов.
Теперь, уверяет он, ответственность населения в разы повысилась, и дни, когда больше половины населения годами оставалась в долгу перед Водоканалом, остались далеко позади.
Ценю, что имею
— Наша религия всегда призывала беречь ценное, и наши дедушки и бабушки просили не тратить попусту воду, но умение ценить и беречь оказывается тоже приходитс осознанием ответственности, — говорит пенсионерка Фотима Назарова, которая пытается одним ковшиком воды помыть как можно больше пиалок.
Семья ее по меркам Муминабада маленькая –всего 4 взрослых и столько же детей. Тратят воду здесь в основном женщины – моют, стирают, готовят, в связи с чем она считает немаловажным проводить семинары именно среди женской половины населения.
— Женщины здесь малообразованны и вдобавок стеснительны, отчего привлекать их на такие мероприятия крайне сложно. Поэтому лично я – одна из немногих активных участников семинаров OXFAM — просветительскую работу провожу на мероприятиях, где собираются только женщины. Они же часто идут на свадьбы, устраивают чаепития – так вот именно здесь я рассказываю о том, как беречь воду, чтобы досталось и другим, — делится Фотима Назарова.
Активно делится своими знаниями она еще и потому, что ее муж Махмадали Ашуров является руководителем махаллинского комитета Фирдавси. Здесь живут более 130 семей, которые не пользуются услугами Водоканала.
— У нас свой насос и свой источник воды, но это не означает, что у нас не было тех же проблем, что и у людей, имеющих контракт с Водоканалом. Здесь тоже люди ломали, портили, здесь тоже были против платить за услуги и бесперебойную работу насоса, тоже не понимали что такое взаимодействие и сотрудничество. Но в итоге оказывается, что сложные условия вынуждают людей сплотиться, — подчеркивает Махмадали Ашуров, который за последние годы после семинаров OXFAM запасся секретами правильной работы с водопользователями.
— Я могу с гордостью отметить, что наша улица одна из активных и правильных в Муминабаде. Представьте, что благодаря плодотворному взаимодействию нам удалось не только избежать недопонимания и споров, но и обеспечить своевременную подачу воды – 6 часов в день, 100-процентный сбор денег за услуги водоснабжения, установку счетчиков воды в каждой семье, а также создать фонд устойчивости для экстренных аварийных случаев, связанных с водой. Последнее, кстати, одно из тех достижений, которое еще не всем удалось добиться в Муминабаде, -с гордостью делится Махмадали Ашуров.
По его словам, местные жители, которые и так еле сводят концы с концами, не только готовы отдать последнее за бесперебойное обеспечение питьевой воды, но и знают теперь цену каждой капле, что течет в их дом.